Ковчег с частицами мощей Глинских Старцев прибудет в храм Вознесения Господня
Дорогие братья и сестры!
По благословению Преосвященнейшего Стефана, епископа Гомельского и Жлобинского с 3 по 7 января ковчег с частицами мощей Глинских Старцев прибудет в храм Вознесения Господня в агрогородок Новая Гута. Поклониться мощам можно будет во время Богослужений данного периода.
ГЛИНСКИЕ СТАРЦЫ
Немногим, очень немногим монастырям удается гармонично сочетать путь созерцательной и путь деятельной жизни. Глинской пустыни удалось. Она смогла соединить в себе молитвенную тишину своих скитов, неумолимую, обращенную ко всем приходящим, проповедь и помощь хлебом насущным нуждающимся, ибо во главу угла там была положена традиция великого родоначальника современного русского старчества преподобного Паисия Величковского: любовь к Богу начинается с любви к ближнему.
Рождение обители связано с чудом — этим чудом стало явление на высокой сосне иконы Рождества Пресвятой Богородицы, а свидетелями его — крестьяне — пчеловоды. Вскоре из под корней этой сосны забил источник, имевший благодать исцеления от душевных и телесных недугов. А около сосны стали строить свои келии монахи, пришедшие из близлежащих Софрониевой пустыни и Путивльского Молченского монастыря. Спустя время была построена деревянная Церковь — это небольшое монашеское поселение и стало началом Глинской пустыни. Благословенная обитель украсилась строгим уставом по подобию Афонского, и благодатным старчеством, вскоре прославившим монастырь по всей Православной Руси.
19 век явил миру множество Глинских старцев и подвижников. Одни из них были в священном сане, иные — простыми монахами. Всех их объединяет одно — неутомимая борьба с плотью, миром и дьяволом. За эту самоотверженность в подвиге, Господь обильно даровал Глинским старцам благодатные дары. Глинское старчество было строгим в духе подвигов древних подвижников. Так, например преподобный монах Феодот (Левченко) 70 лет прожил в обители, и все эти годы нес послушание на монастырской кухне. Спал он по несколько часов на каменном полу, а все остальное время молился и готовил пищу для братии. Он стяжал такое великое смирение, что приобрел детское незлобие и простоту. И сейчас на месте, где подвизался преподобный Феодот бесноватые получают исцеление. Преподобный схиархимандрит Илиодор (Голованицкий) — великий Глинский старец. От начала своего поступления в монастырь был отмечен явными знаками благоволения Божьего, но претерпел множество скорбей и несправедливости от ближних. Стал основателем Спасо — Илиодоровского скита монастыря. Многократно старцу открывалось посмертная участь усопших братии, а также иные чудесные видения. Преподобного очень почитали Оптинские монахи, бережно сохранившие в своем архиве его письма на духовные темы. Преподобный архимандрит Иннокентий (Степанов) — настоятель обители был известен своим милосердием и любовью к людям. Господь, видя его любовь и сострадание низпослал ему дары исцеления, прозрения и духовной мудрости. Преподобный иеромонах Василий (Кишкин). Часто посещая Задонский монастырь, он сделался собеседником Святителю Тихону, а потом был его ученик. Святитель наставлял его противоборству страстям и преподал ему просвещение духовного разума. После 60 лет запустения возродил Белобережскую пустынь. Проходил подвижническое внимательное жительство, занимаясь умным деланием, и принося пользу братии, и всем притекавшим к дверям его келий, и давал духовные советы и наставления. Он назидал братию, малодушных утешал, гордых смирял, враждующих своим незлобием примирял и наиболее старался искоренить пьянство и внушал братии удаляться от гнева и пребывать во взаимной любви, чтобы не служить соблазном миру, но при всем этом он не избежал вражиих искушений и был по зависти других изгнан из обители, и отправился в Площанскую пустынь, где и скончался. Преподобный иеросхимонах Макарий (Шаров) — истинный учитель нравственного богословия и духовного делания. Он бдительно надзирал за состоянием своей души, питал её богомыслием и молитвой. Будучи благочинным монастыря, он как бы разделял свою любовь на две равные части: одну часть ее отдавал настоятелю, исполнять приказания которого он считал священным долгом послушания, другую часть любви подвижник отдавал братии, среди которой находились такие, кои или по ложной стыдливости, или по самолюбию, самосожалению, иногда по упорству отказывались исполнить данное послушание или приказание. Он весь был любовь, ничто не могло возмутить его христианского терпения, его полного духовного спокойствия; все было им покорено глубочайшему смирению. Преподобный монах Досифей (Колченков) — с редким постоянством и терпением старец, — отсекал все поводы к нарушению принятого им подвига безмолвия, не только внутреннего, но и внешнего. Нес подвиг воздержания для борьбы с блудной страстью. Постоянно распинал плоть свою со страстьми и похотьми, желая многими скорбями внити в Царствие Небесное. Послушание пономаря проходил 26 лет до самой смерти; отличался полным усердием, благоговением и страхом Божиим. За такое долголетнее служение в храмах, посвященных Царице Небесной, подвижник в алтаре удостоился видеть Пресвятую Деву Богородицу. Отец Досифей сподобился слышать ангельское пение при смерти старца Феодота. Имел дар прозрения и целения. Преподобный монах Мартирий (Кириченко) был одним из выдающихся Глинских подвижников и отличался высокими подвигами самоотвержения. Крайняя нищета, постническое воздержание, жестокое самоозлобление своего тела, беспрерывное над собой бдение всю жизнь, непрестанное псалмопение и молитвы и прочие подвижнические делания сопровождали его всю жизнь в монастыре. Чтобы занять во время молчания свой ум, он выучил наизусть всю Псалтирь и при всяком занятии пел псалмы изустно, если никого не было, или же тихо, про себя. Всегда он стремился держать ум в памяти о Божественном. Соблюдал принятый им на себя подвиг воздержания и нестяжания.
Настоятель Глинской пустыни архимандрит Исайя (впоследствии преподобный схиархимандрит Иоанникий (Гомолко)) отличался сосредоточенностью и самоуглублением. Отличительными чертами его духовной жизни были внутренняя собранность, внимание к каждому движению души, хранение ума, без которого истинное подвижничество невозможно. Многими трудами, с болезнью сердечной и при помощи Божией стяжал подвижник собранность помыслов и непрерывный сердечный плач о свои грехах. Видя, сколь великую пользу получает обитель от богомудрого старца, враг усилил борьбу против него. Архиепископ Стефан (Архангельский), лично не знавший схиархимандрита Иоанникия и поверивший клеветникам, направил в Святейший Синод прошение об увольнении схиархимандрита Иоанникия от должности настоятеля, и 12 марта 1912 г. последовало соответствующее определение Святейшего Синода. Безусловно, Богу было угодно, чтобы старец в довершение всех своих подвигов претерпел еще и неправедное гонение. Когда архимандрит Иоанникий уходил из обители, вокруг Глинской пустыни был сильный весенний разлив рек, вода поднялась высоко, а старец вышел из монастыря, перекрестил воду и на глазах у всех пошел по ней, как посуху, повторив чудо, совершенное некогда преподобным Иоанникием Великим. Гак Господь прославил Своего угодника и всем открыл святость его жизни и несправедливость возведенных на него обвинений. Преподобный схимонах Архип (Шестаков) отличался нестяжательностью и стремлением к умерщвлению плоти, за что немало претерпел скорбей от близких. Молча, делая свое дело, смиряясь и подвергаясь уничижению, мало обращал на себя внимания, а если и обращал, то как юродивый. Был крайне воздержан в разговорах, еде и зрении. Пустословие других старец прекращал громким произнесением молитвы Иисусовой или заставлял кого-либо читать Священное Писание. Когда спрашивали у него недолжное, он отвечал: «Прости, Бога ради, я ничего не знаю» и громко начинал повторять: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Вообще у него в словах, делах, движениях, а главное — в сердечном чувстве, всегда был страх Божий. Имел еще дар целения. Преподобный схимонах Евфимий (Любимченко). Его подвиги внутренние и внешние скрыты от нас неизвестностью, за исключением некоторых весьма малых сведений. Братия обращалась к нему за наставлениями относительно борьбы со страстьми. В молодости поборол страсть блуда. Всегда при начале богослужения входил первым и по окончании продолжительного пустынного богослужения и всех треб выходил последним, следовательно, для отдыха и принятия пищи ему оставалось времени немного. Это был живой Типикон Глинской пустыни. Преподобный схимонах Лука (Швец). Подвижник ходил на все богослужения неопустительно и, несмотря на их продолжительность, выстаивал всегда до конца. Любя ближних, отец Лука утешал скорбящих и болящих, вразумлял согрешающих, исправлял злонравных; хотящих оставить обитель уговаривал остаться, и слово его имело силу. В сердце его царил благодатный мир. От старца печальные уходили веселыми, скорбящие утешенными. За своих учеников отец Лука молился и терпел искушения. Свободное время заполнял чтением святоотеческих книг и богомыслием, употреблял на Иисусову молитву. Ему являлась Божия Матерь. Глухотой подвижник прикрывал подвиг своего молчания. Имел дар прозрения.
Глинская пустынь в начале 20 столетия была подлинным светочем духовности для Православной Руси, но революция разрушила все созданное. В 1922 году монастырь был закрыт. Сколько Глинских монахов приняло при закрытии монастыря мученическую кончину, сейчас уже сказать трудно. Но оставшиеся из них не остались на свободе, а попали в лагерное заключение. Все они пострадали за Христа и свою веру, но не один не отрекся от нее, не сломался. В 1942 году пустынь вновь открывается и туда «на родное пепелище» (в буквальном смысле…) возвращаются оставшиеся в живых Глинские монахи, которые среди голода и разрухи войны пытаются восстановить монастырь и снова начинают свой монашеский подвиг. Душой монастыря становятся старцы: первый настоятель схиархимандрит Нектарий (Нуждин), схиархимандрит Серафим (Амелин), в последствии настоятель, и духовник братии и богомольцев, схиархимандрит Андроник (Лукаш) и схиархимандрит Серафим (Романцов). В них, пришедших в Глинскую пустынь еще до революции, сохранилась «старая Глинская закваска», они продолжили традиции старчества. Прозорливость, доброта, забота о каждой заблудшей душе, необыкновенно смиренного и безгневного, никогда не повышавшего голоса настоятеля Серафима (Амелина), всегда улыбающегося и чуть юродствующегося старца Андроника (Лукаша), строгого и требовательного духовника богомольцев Серафима (Романцова) — вот что способствовало притоку в возрождающуюся Глинскую пустынь новых насельников и многочисленных богомольцев. В безбожные годы Глинская пустынь до своего закрытия оставалась единственным «центром старчества» для православных Советского Союза. Власти не могли потерпеть такого и в 1961 году монастырь вновь был закрыт. Большинство монахов перебрались в Грузию и Абхазию, где им оказывал поддержку бывший Глинский насельник схимитрополит Серафим (Мажуга).
Третье возрождение Глинской пустыни начинается с 1994 года, когда весь комплекс Глинской пустыни был возвращен Украинской Православной Церкви, а в 1996 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви монастырю Глинская пустынь определен статус ставропигии. Священноархимандритом обители стал Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан).
Начиная с 1994 года, стараниями братии и благотворителей обитель стала возрождаться. На месте разрушенных храмов были построены новые Иверский и Никольский, отреставрированы помещения для жизни монахов, трапезная. Украшением монастырского двора стала часовня над Святым колодцем. На месте явления иконы Рождества Пресвятой Богородицы установлена часовня в честь святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны. Сейчас обитель переживает новый подъем. В 2006 году была возвращена вторая святыня монастыря после явления иконы Рождества Пресвятой Богородицы, — Спас Нерукотворный. Но самым знаменательным событием не только в новейшей истории, но и за время существования монастыря стало причисление к лику святых 16 подвижников благочестия старцев Глинской пустыни: архимандрита Иннокентия (Степанова), игумена Филарета (Данилевского), иеромонах Василия (Кишкина), иеросхимонаха Макария (Шарова), монаха Феодота (Левченко), монаха Досифея (Колченкова), монаха Мартирия (Кириченко), схиархимандрита Илиодора (Голованицкого), схиархимандрита Иоанникия (Гомолко), схиархимандрита Серафима (Амелина), схимонаха Архипа (Шестакова), схимонаха Луки (Швец), схимонаха Евфимия (Любимченко) к лику святых 16 августа 2008 года и схимитрополита Серафима (Мажуги), схиархимандрита Серафима (Романцова) и схиархимандрита Андроника (Лукаша) 21 августа 2010 года.
Глинская пустынь вновь возрождается. И в этом проявляется неоспоримая духовная истина: святое место, освященное молитвой и трудом подвижников, ничто не в силах уничтожить. Придут новые христиане, готовые следовать за своим Господом, преодолевая любые трудности.
Просмотров: 2 208 | Размещено: 02 янв 2015